[personal profile] batagay
Вчера, когда я села в поезд, одна барышня, что ехала со мной в купе, без двадцати девять вечера выключила свет.
А все читали. Она сказала "Вы ведь можете включить себе ваши лампочки над головой," - имея в виду ночники. И с этими словами выключила. Я спросила её "Неужели верхний свет Вам так мешает? У Вас ведь нижняя полка. А время ещё: девяти нет. И все читают." Она сказала "У вас есть лампочки. А я спать хочу".
А от этих ночных светильников очень портится зрение. И я пошла дочитывать в коридор.
Но, читая, я ловила себя на мысли, что я постоянно думаю, как иначе можно было выйти из этой ситуации. А в голову лезут сплошь конфликты. А я неконфликтный человек. И ругаться со всякими нервными (а барышня была нервной) считаю выше своего достоинства. Но, так как я при этом имею пресловутое обостренное чувство справедливости, то спокойно воспринимать ситуацию тоже не могу. В конце концов, она ведь могла вежливо попросить всех позволить ей выключить свет и поспать, потому что она очень устала и не выспалась накануне,.. а не клацать выключателем, игнорируя интересы окружающих.
Я всё время думаю, что в таких местах, как очереди в кассах за билетами, в магазинах, а теперь, оказывается, и в поездах, нужно совершенно абстрагироваться вообще от всего. Нивелировать свое чувство справедливости.
В какой-то момент мне захотелось сказать ей "Я понимаю, что окружающий мир раздражает вас. Но рано или поздно мы все умрем. Просто потерпите немного." Это было бы весьма остроумно. Но к тому времени, когда я придумала эту фразу, она уже спала глубоким сном.

АПД. В связи с развернувшейся дискуссией решила снять с поста замок :о)

Date: 2010-03-22 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] ok-if.livejournal.com
С одной стороны, лучше поберечь свои нервы и в конфликт не ввязываться.
А с другой стороны, нужно ведь таких людей пытаться воспитывать, иначе скоро придется мириться, отгораживаться и абстрагироваться от всё более и более безобразными поступками...

Date: 2010-03-22 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] elga74.livejournal.com
Не надо воспитывать взрослых людей. Никогда ничего хорошего из этого не получается. Ни одного удачного примера не видела.

Единственное исключение: собственным примером и очень аккуратно, так, чтобы они не поняли, что их воспитывают - можно. Получается.

Date: 2010-03-22 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] ok-if.livejournal.com
Я скорее имел в виду "ставить на место". А будет ли это иметь воспитательній эффект - зависит от человека. В конце концов, если просто с этим мириться, то очень скоро невозможно будет на улицу выйти.

Date: 2010-03-22 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] elga74.livejournal.com
"Ставить на место" - это открытый конфликт и больше ничего. В самом удачном случае он научит Вашего оппонента "не ввязываться в конфликт с такими"... эээ... ну, в общем, агрессором в этом случае выступите Вы. И может найтись кто-нибудь, кто уже Вас пожелает "поставить на место".

Date: 2010-03-22 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] ok-if.livejournal.com
Т.е. ваше предложение - игнорировать и оставить всё так как есть? Без конфликта не бывает изменений. А изменений эта ситуация требует. Иначе не удивляйтесь когда в следующий раз Вас вообще пошлют или того хуже. Выбор за Вами. Хотите терпеть хамское к себе отношение - будете терпеть. Не хотите терпеть - вступайте в конфликт. А иначе никак.

Date: 2010-03-22 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] elga74.livejournal.com
> Без конфликта не бывает изменений.

Я так не думаю :)

> Т.е. ваше предложение - игнорировать и оставить всё так как есть?

Нет. Не всегда. Можно очень по-разному, в зависимости от ситуации и ваших целей именно в этой ситуации.

Но имеет смысл помнить, что, что бы мы ни предприняли, это имеет значение только для сегодняшней ситуации. Результат не повлияет на то, пошлют или не пошлют меня другие люди "в следующий раз". Потому что это будут другие люди.

(Ну разве что учесть самообучение... т.е. не изменение другого, а изменение себя. Действительно, если на лице моем прочно закрепится готовность немедленно дать по морде, то есть вероятность, что часть моих потенциальных оппонентов будет от меня шарахаться заранее, не вступая ни в какой контакт вообще. Но мне не очень нравится такое решение проблемы.)

> Иначе не удивляйтесь когда в следующий раз Вас вообще пошлют или того хуже. Выбор за Вами.

Между моим конфликтом с одним человеком сегодня и хамским отношением ко мне _другого_ человека завтра нет причинно-следственной связи. Затевать "изменение" человека (точнее, изменение стиля общения с данным конкретным человеком) имеет смысл только ради того, чтобы именно с ним общаться в будущем более комфортно.

Ну или ради самоутверждения.

Date: 2010-03-22 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Понимаешь, Лёш, воспитывать и впрямь бессмысленно, да и не корректно - все взрослые люди.
А конфликты - это точно не моё.

Date: 2010-03-22 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] ok-if.livejournal.com
Значит зло снова победит добро. Вам всё равно?

Тогда нужно было не воспитывать и не вступать в конфликт, а просто пристрелить и уложить с повязкой на глазах - пусть отдыхает. :)

Date: 2010-03-22 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
бггга -)
Ну почему сразу "зло"? Ты предвзят к дамочке. Это не зло, это хамство. В этом, в общем, вопрос - реагировать ли на хамство?
Можно просто не обращать внимание. Предполагается, что злобный карлик в этом случае сам подавится своей слюной. Аналогично предлагают "не кормить троллей".
Но иногда - как в моей ситуации - интересы пересекаются. Она хамит, но, одновременно, причиняет мне неудобства, выключив свет мне на полуслове. В такой ситуации не обращать внимание гораздо труднее. -)

Date: 2010-03-22 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] ok-if.livejournal.com
Ох, как я предвзят! Прям бы сейчас так "взят" и "расстрелят" эту дамочку! Из водного пистолета.

А твою фразу "Это не зло, это хамство" уже распечатал на красивый постер, вставил в рамочку и повесил на гвоздик над рабочим местом так, чтобы посетителям было хорошо видно! :)

Date: 2010-03-22 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Ну что ты всё шутишь? -) Тут серьезный вопрос -)

Date: 2010-03-22 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] ok-if.livejournal.com
Серьезно? Пожалуйста, вот вам серьезно.

Американские ученые придумали для этого даже термин специальный - "ассертивное поведение". Оно отличается от пассивного (которое было присуще тебе в описанной ситуации) и агрессивного. Такая себе золотая середина. Я проходил двухдневный тренинг по ассертивному поведению, так что в случае чего - обращайтесь.

Вот статья из википедии об ассертивности:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Date: 2010-03-22 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] elga74.livejournal.com
Как ни странно, я на стороне дамочки.

Ну, оформить просьбу можно было как-то повежливее... и пожалобнее... тогда бы ее, возможно, поняли. Тем более, что у каждого, в самом деле, есть индивидуальный светильник. А в принципе я очень хорошо знаю, как мучительно может мешать, например, "общая" музыка, даже негромкая. Когда у нас на работе пытались завести моду включать радио, для меня это была мука смертная: я не могу читать-писать-говорить-думать, если звучит музыка. У меня вообще никакая речевая деятельность со звучащей музыкой несовместима. Если у человека этого нет - а у большинства этого нет - то объяснить ему это невозможно, он просто не понимает, "что тут такого", если в комнате весь день чего-то напевает радио. Коллектив дружно считал, что я капризничаю. А у меня полный мозговой паралич, я уже не знала, что мне делать, то ли на коленях перед ними ползать, то ли истерику закатить, ну я правда не могу работать при музыке. Продолжалось это противостояние несколько месяцев, и стиль общения уже, конечно, случался всякий. Если бы не наступила эпоха mp3-плееров, мне бы пришлось застрелиться.

Если ее хотя бы в половину так же мучает верхний свет, я оправдываю ее нервозность.

И еще момент - по поводу "воспитывать". Воспитывать в лоб, в особенности "делать замечания" - не стоит. Это оскорбительно для взрослого человека. (Если честно, для невзрослого тоже.) Но можно было заговорить с ней так, чтобы она по собственной инициативе "снизила градус". Общение - это игра отражений. Обратились бы к ней сочувственно - она бы размягчилась, стала бы жаловаться на усталость, и из всего этого могло выйти даже нечто неожиданное, например - вы бы пожаловались ей на усталость глаз, она бы вам тоже посочувствовала, вы бы пообсуждали способы отдыха, и она согласилась бы спать с повязкой на глазах. Или, наоборот, вы бы все коллективно решили, что нечего глаза портить (читать в поезде вредно при любом освещении) и легли спать всем купе. Или заболтались бы до такого времени, когда уже точно пора спать. Или что-то еще. Но без ссор. Это можно было устроить сознательно, я уверена.

А вышло - наоборот, вы послушно отразили ее раздражение, и все остались недовольны. В том числе она: она закончила день конфликтом и проснется в том же гадком настроении, в котором уснула. Всем плохо :(

Date: 2010-03-22 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Сказать тебе честно? Я эту тетю не знаю. Первый раз вижу. И понятия не имею о том, что её там что-то мучает или не мучает. Равно как и она не знает меня и того, что может мучать меня.
Люди должны считаться друг с другом. А не только со своим "меня тревожит/мучает/мешает". Окружающие ведь не знают о том, что у тебя, к примеру, голова болит.

И кстати. Если я так сильно хочу спать, что укладываюсь в полдевятого, никакой свет не помешает мне заснуть. Это любого человека касается, клянусь тебе.

Date: 2010-03-22 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] elga74.livejournal.com
Ну вот вы все и получили то, что получили :)

Date: 2010-03-22 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Ну, она да - получила, что хотела ))
Девочки при ночниках читали. Я дочитала главу в коридоре. В принципе, все получили, что хотели -)
Если б я еще научилась сразу выкидывать такие истории из головы, было бы вообще все хорошо -))

Date: 2010-03-22 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] l-skachkova.livejournal.com
когда невыносимо хочешь спать, заснешь и сидя. в маршрутке. трясущейся и набитой.

Date: 2010-03-22 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Я когда-то стоя заснула. В троллейбусе -)) Но там ситуация совсем критическая была.
А вообще солдаты часто стоя спят. Ребятки, кто в армии был, это точно знают. )

Date: 2010-03-22 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
А вообще я ценю твои провокативные комментарии, которые, наверное, помогут нам найти истину -)))

Date: 2010-03-22 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] elga74.livejournal.com
Они воспринимаются как провокативные? Жалко.
Я совершенно искренне пыталась объяснить свое отношение к таким моментам и свои возможные действия по разруливанию.

Date: 2010-03-22 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Искренне не могу понять, почему я должна обращаться сочувственно к хамке. Она же в открытую всем дала понять, что её не заботит, у кого какие дела - она спать хочет и точка. Сочувственное обращение после этого может быть расценено только как издевательство. И жаловаться на усталость она явно была не намерена. -)) Я ж попыталась побеседовать. Мадам повернулась носом к стенке -))

п.с. А вообще сам пост провокативный -)))
Но я тоже искренне пытаюсь разработать стратегию восприятия таких ситуаций. =)

Date: 2010-03-22 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Кстати, я при музыке тоже не могу работать. Но трений в коллективе не возникало. Девочки выключали по моей просьбе сразу же.
Музыка не столь необходима, как свет читающему, так что, на мой взгляд, это немного неудачный пример. -)

Date: 2010-03-22 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] l-skachkova.livejournal.com
Фразу запомни, пригодится)
Однажды в поезде ехала с двумя недовольными женщинами лет около 50, они сидели и жаловались друг другу на жизнь, а я вызывала у них раздражение игнорированием этого разговора.
Когда я начала стелить себе постель (верхняя полка), одна из них прыснула "Ну куда Вы нам в чай пыль трусите и мусор!" (на столе стояли чашки почти пустые).
Я спокойным тоном и улыбаясь сказала что-то типа: "Я понимаю что Вам сейчас хочется с кем-то поругаться, но это не ко мне. Могу только чаю купить". Они ретировались

Date: 2010-03-22 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Эти временами встречающиеся тёти в поездах так достали, честно.
Причем, это какая-то зараза, которая распространяется, такое ощущение, только по центру и восточному региону Украины -))
Западенцы себя проявляют, как правило, как милые и общительные люди. Или я туда просто редко езжу...
В германию как-то ездила на поезде, так народ был так мил, что только мечтать о таких попутчиках можно.
У нас же в лучшем случае можно надеяться на то, что все просидят как сычи, ни разу друг другу не улыбнувшись, но при этом, спасибо, ни разу не нахамив.

Date: 2010-03-22 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] l-skachkova.livejournal.com
не могу спорть - читая запись тоже ловила себя на мысли, что в поездах западного направления всегда попадались отличные попутчики) жизнерадостные)

Date: 2010-03-22 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Да? -) Видишь, значит, не только мне так кажется -)

Date: 2010-03-22 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] radioheels.livejournal.com
Да, мы - такие)

Date: 2010-03-22 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] ok-if.livejournal.com
Да. И это хорошо)

Date: 2010-03-22 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] radioheels.livejournal.com
Как ни странно, я на стороне Лёши)))
Хотя сам бы поступил в зависимости от настроения и приглядности конфликтующей)

Date: 2010-03-23 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Мне не странно, что ты на стороне Лёши -))

Date: 2010-03-22 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] muliwe.livejournal.com
тут как в том грубом еврейском анекдоте "хорошо что в рот, а если бы в глаз".
у меня в запасе есть два взаимоисключающих правила:
а) уступи дорогу дураку
б) нассать на грудь, чтоб морем пахло

выбирают обычн в зависимости от текущего настроения ))

Date: 2010-03-23 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
гыгыг
кстати, поймала себя на мысли, что, когда ушла в коридор дочитывать, поступила скорее как мужчина. А если б вступила в дискуссию, поступила б скорее как женщина -))

Date: 2010-03-23 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] muliwe.livejournal.com
я давно подозреваю что ты засланная к нам ))

Date: 2010-03-23 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
хахах -)
точно, мы ж обсуждали, что я временами на мальчика похожа -)

Date: 2010-03-22 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] sazhyna.livejournal.com
мы когда-то с Нинкой тоже так попали. ехали во Львов. у нас - две верхние полки. поезд уходил из Киева в начале 10. не успели мы зайти в купе - как увидели чувака, который уже успел постелиться, снять с себя половину всего, чего смог, развернуться лицом к людям, а не к стене и дышать на нас перегаром. вот и спрашивается - где справедливость и уважение к людям, едущим с тобой в купе?)
я поэтому и не люблю ездить в поездах одна. так хоть количеством однодумцев можно взять верх)))
молодец, Ленка. спокойствие и только спокойствие (с)

Date: 2010-03-23 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Ну, перегар это более неприятно, с другой стороны, я в таких случаях всегда стараюсь переселиться. Проводницу за десять гривен (или двадцать - по ситуации) привлекаю к себе в помощницы. Хотя иногда и бесплатно удается все решить. -)

вишь как - во Львов ехали. А мы тут тока поговорили о том, что западенцы более приятны в качестве попутчиков. А вот, оказывается, не всегда -)

Date: 2010-03-22 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] pasha-pokushal.livejournal.com
Вот я, можно сказать, только из поезда. +1 за абстрагироваться :)

Date: 2010-03-23 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] batagay.livejournal.com
Я вот тоже постепенно прихожу к такому решению -)
Page generated Apr. 10th, 2026 06:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios